Главная > Техническая информация > ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ И СИСТЕМЫ: проектирование, нормы и требования. > ФАВТ. Информация о случаях столкновения воздушных судов с проводами линий электропередачи 2013г.

ФАВТ. Информация о случаях столкновения воздушных судов с проводами линий электропередачи 2013г.

Скачать файл «informaciya-o-sluchayah.pdf» (622,6 Кб.)




выдержка из информации о случаях столкновения..

I. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О СЛУЧАЯХ СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ПРОВОДАМИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
      За период с 1991 года по май 2013 года в Российской Федерации произошло 66 авиационных событий: 36 авиационных происшествий, из них 16 катастроф, приведшие к гибели 52 человек, 30 инцидентов, из них 13 серьезных), связанных со столкновением воздушных судов с проводами воздушных линий электропередачи (далее – ЛЭП). Распределение авиационных событий по годам представлено на рисунке 1.
Анализ данных, представленных на рисунке 1 позволяет отметить тот факт, что несмотря на общую тенденцию с 1991 года к сокращению авиационных событий, связанных со столкновением воздушных судов с проводами линий электропередачи, с 2007 года данная проблема остается актуальной. Возросла и тяжесть последствий. За последние 7 лет произошло 9 катастроф, 5 аварий и 2 серьезных инцидента.
Если до 2005 года авиационные происшествия из-за столкновения с ЛЭП происходили с воздушными судами коммерческой авиации, то начиная с 2006 года подобные авиационные происшествия стали характерными для воздушных судов АОН (рис. 2).
Рис. 1. Число авиационных событий, связанных со столкновением с ЛЭП,
воздушными судами гражданской авиации в 1991-2013 годах

Рис. 2. Распределение авиационных событий,
связанных со столкновением с ЛЭП, по видам эксплуатантов
гражданской авиации за период с 1991 по май 2013 года


II.ПРЕДЛАГАВШИЕСЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЙ СЛУЧАЕВ СТОЛКНОВЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ПРОВОДАМИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
     Проведен анализ рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий за последние 10 лет (с 2002 по 2012 годы), связанных со столкновением воздушных судов с ЛЭП. Описание авиационных происшествий и содержание предлагавшихся в связи с ними рекомендаций, приведено в приложении 1 настоящей информации.
     Наибольшее число предлагавшихся рекомендаций коррелируется с факторами, обусловившими эти авиационные происшествия, и было направлено на необходимость:
- повышения качества подготовки к выполнению полетов по маршруту (или в районе авиационных работ) с учетом наличия на нем искусственных препятствий;
- соблюдения действующих правил полетов при подготовке и выполнении авиационных работ на малых высотах, предусматривающих необходимость полетов с пересечением ЛЭП. Рекомендации, направленные на необходимость маркировки ЛЭП с целью повышения их контрастности, предлагались по результатам расследований 7 авиационных происшествий (таблица 1).

Выдержка из Законопроекта № 119016-5 Технический регламент «О безопасности электроустановок» (проходит второе чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации).
      Статья 16. Требования безопасности воздушных линий электропередачи, предусматриваемые при проектировании.
    Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов, на опорах воздушных линий электропередачи, расположенных в районе аэродрома, вертодрома, выступающих за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м от нижних границ (в радиусе 5 км от центра посадочной площадки), должна быть предусмотрена дневная маркировка (окраска). Светоограждение (сигнальное освещение) предусматривается на опорах и проводах воздушных линий электропередачи, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ (в радиусе 5 км от центра посадочной площадки).
     На опорах воздушных линий электропередачи высотой 100 м и более, независимо от места их расположения, должна быть предусмотрена дневная маркировка (окраска) и светоограждение (сигнальное освещение).
     На проводах воздушных линий электропередачи с высотой опор 100 м и более, проходящих через границы полос воздушных подходов, на проводах воздушных линий электропередачи с высотой опор 50 м и более, расположенных в радиусе 5 км от контрольной точки вертодрома (от центра посадочной площадки), а также на проводах воздушных линий электропередачи с высотой 50 м и более, расположенных в местах авиационно-химических работ в сельском хозяйстве, должна быть предусмотрена дневная маркировка (маркеры сферической формы).

Выдержки из приказа от 28 Ноября 2007 г. N 119
Об утверждении федеральных авиационных правил «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов»

2.1. Дневная маркировка (далее - маркировка) наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, на препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м от нижних границ, на провода воздушных линий электропередачи с высотой опор 100 м и более, проходящих через границы полос воздушных подходов, на провода воздушных линий электропередачи с высотой опор 50 м и более, расположенных в радиусе 5 км от контрольной точки вертодрома (от центра посадочной площадки), а также на провода воздушных линий электропередачи с высотой 50 м и более, расположенных в местах выполнения авиационно-химических работ в сельском хозяйстве.

2.7. Провода воздушных линий электропередачи обозначаются чередующимися по цвету (белыми и красными или белыми и оранжевыми) маркерами сферической формы, диаметром не менее 60 см.
      Маркер должен быть одного цвета. Выбранный цвет окраски должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он будет виден.
      Интервал между двумя последующими маркерами или между маркером и опорой должен соответствовать диаметру маркера и не должен превышать:
      а) 30 м, если диаметр маркера равен 60 см;
      б) 35 м, если диаметр маркера равен 80 см;
      в) 40 м, если диаметр маркера 130 см и более.
Если имеется несколько проводов, маркер должен размещаться в точке, которая находится не ниже уровня самого высокого провода.

3.1. Объекты в виде зданий и сооружений, опор и проводов воздушных линий связи и линий электропередачи, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение (далее – светоограждение).
     Инструктивный материал по размещению светоограждения на проводах воздушных линий связи и линий электропередачи содержится в документе ИКАО «Руководство по проектированию аэродромов» (Doc 9157 AN/901).».